ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "ЦЕРЕМОНИИ,ЗАБАВЫ, ПРАЗДНИКИ В РОССИИ" | Вологодская областная картинная галерея

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА «ЦЕРЕМОНИИ,ЗАБАВЫ, ПРАЗДНИКИ В РОССИИ»

12.03.2016 — 20.05.2016

Шаламовский дом

С 12 марта  по 12  июня  в Шаламовском доме работает  художественная  выставка «Церемонии,забавы, праздники в России».

На тематической художественной выставке в Шаламовском доме экспонируются произведения  живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, предметы эпохи  из фондов ВОКГ и ВГИАХМЗ,  дающие представление о ряде  торжественных церемониалов и об основных праздниках в России  в XVIII – XXI веках.  С древнейших времен каждый важный шаг в жизни государственных правителей  подчеркивался  церемониалом, чтобы как можно ярче продемонстрировать их значимость. Церемонии являлись важной составной частью образа великой монархии и имели большое воспитательное значение. Как правило, они не только оставались  в памяти современников, но и  запечатлевались известными художниками. Одним из них был  А. Ф. Зубов (1683 –1651), чья масштабная, мастерски исполненная гравюра «Свадьба Петра I и Екатерины Алексеевны в Зимнем дворце Петра I» (1712),  открывает экспозицию.    Пышная коронационная процессия   изображена в гравюре И. А. Соколова (1717 – 1757), входящей в  альбом  «Описание коронации Императрицы Елизаветы Петровны» (1745), изданный в память о торжествах мастерами Гравировальной палаты Академии наук. Коронационные торжества приобрели со времен Петра Великого характер всенародного праздника: устраивались увеселения и выставлялось угощение для простого народа.
             Для усиления праздничного характера  публичных торжеств и в целях политической пропаганды широко применялись фейерверки и  иллюминации. Они имели большой зрелищный эффект и были доступны самому широкому кругу зрителей. Устройство их было теснейшим образом связано с развитием художественной культуры. Созданию специальных фейерверочных декораций, подцвеченных живописных  панно-транспарантов и других видов праздничного оформления придавалось исключительно большое значение, ими  занимались лучшие художники и архитекторы.  К разработке проектов привлекались крупнейшие деятели культуры, в том числе и  М. В. Ломоносов. Так, он был автором  проекта фейерверка и иллюминации на 1 января 1754 года в Москве, изображенных  на  одноименной гравюре (1753)  мастеров Гравировальной палаты Академии наук под руководством И. А. Соколова.  «Огненные забавы» чрезвычайно характерны для  того времени, хотя их продолжали  устраивать и позже,  но в русской культуре век фейерверков, без сомнения, – XVIII столетие.
          Праздники самого разного характера и приготовления к ним  – наступление Нового года, Рождество, Пасху  и многие другие – любили изображать  художники нашей страны всех эпох и разных творческих направлений. Созданные на эти сюжеты произведения, как правило, отличаются большей эмоциональностью и свободой  изображения жизненных ситуаций.                                              
         В русских  праздниках, хранящих воспоминания о тысячелетней старине, подчас соединялись христианство и язычество, крестьянская и городская культура, духовное и мирское, свое и иноземное. Дореволюционная Россия была страной преимущественно аграрной и жила по сельскохозяйственному календарю, наложенному на календарь православный, что оказывало влияние и на государственную, и на частную жизнь. Этот уклад, имевший глубокий духовный и практический смысл, способствовал созданию сильного  государства и его великой культуры.
         Любой праздник в  России издревле сопровождался застольем.  Особой  пышностью отличались церемониальные трапезы, в особенности,  во время коронационных торжеств, к оформлению которых   нередко привлекались известные художники.  Декоративностью, богатством орнаментальных мотивов, утонченностью колорита отличается  «Меню обеда в честь венчания на царство Государя Императора Николая II и Государыни Императрицы Александры Федоровны» (1896), выполненное  В. М. Васнецовым (1848 – 1926). На культуре праздничного застолья в полной мере сказались особенности русского характера – стремление  к широте, расточительности и  искреннее, подчас безудержное веселье.
             Балы, а позднее и маскарады  в XVIII – начале XX века были одним из самых любимых увеселений сначала знати, а затем и более широких слоев общества. «И блеск, и шум, и говор балов» служили источником вдохновения для литераторов и художников. Участие последних  в оформлении великосветских балов и маскарадов было обычным явлением со второй половины XIX века. Исключительным успехом пользовались благотворительные  петербургские балы,  проводившиеся с начала 1860-х учащимися Академии художеств.  «Это были праздники совершенно необыкновенные, блестящие, каких до сих пор у нас не бывало», –  писал  В. В. Стасов. Созданные для них афиши и пригласительные билеты отличались большим вкусом и выдумкой, о чем свидетельствуют «Почетный пригласительный билет на Бал художников» (1899)  и «Бал-сказка. Афиша к костюмированному Балу художников» (1901) Н. Н. Герардова (1873 – 1919). Следует отметить, что любовь к  балам-маскарадам сохранилась и  в советское время, что нашло отражение в показанных на выставке  выразительных  графических листах  И. Г. Коровай (род. 1935) «Приготовление к маскараду» (1969) и  Н. И. Корниловой (род. 1952) «Маскарад» (1981), передающих радостное настроение молодежи.
             Большой популярностью у разных слоев населения  и в столице, и в провинции пользовался театр, в экспозиции показаны эскизы театральных костюмов,  а также афиши и программы театральных постановок  начала ХХ века в  нашем городе.
            Интерес к народной жизни, к ее наиболее типичным, ярким сторонам  отразился в творчестве многих известных мастеров искусства,  например, в  картине  С. В. Герасимова (1885 – 1964) «Ярмарка» (1910) с ее динамичным мазком и насыщенным, звучным, радостным колоритом,  в красочном  оформлении «Календаря 1922 года» (1922) Б. М. Кустодиева (1878 – 1927) с  живыми, задорными уличными сценками.
            Советская эпоха породила новый для России тип праздников. Революционная власть, задавшись целью создать «новую историческую общность – советский народ», поначалу отменила не только  религиозные праздники, но даже и Новый год. В советских праздниках религиозные чувства и традиции облеклись в иные идеологические и информационные формы.  В демонстрациях и парадах, прежде всего, на 7 ноября и 1 мая,  нередко изображавшихся художниками, как бы соединились  масленичная карнавальность с ее воздушными шарами и  религиозность крестного хода с его иконами и хоругвями,  а  лики Христа и Богородицы попросту на время заменились портретами  коммунистических вождей.
             Только после Великой Отечественной войны произошли существенные изменения.  Вернулся Новый год: праздничным днем в  1947 году было объявлено 1 января.  Стали возрождаться церковные приходы и монастыри, сняли запрет на религиозные праздники, хотя они и не стали государственными, за исключением Рождества Христова (с 1991).
             Однако, в сельской глубинке издавна сохранялись  традиции проведения религиозных, в особенности, местночтимых  праздников в виде  народных гуляний. Такой праздник  еще застал  в свои детские годы в родной тотемской деревне  вологодский живописец Г. И. Попов (род. 1939) и впоследствии запечатлел в одной из лучших своих картин «Девятая» (1980). По воспоминаниям художника,  он отмечался в девятую пятницу после Пасхи: «многоцветно – яркое по красоте и разнообразию нарядов, многоголосо-шумное по обилию гармонистов, это многолюдное народное гуляние проходило на лугу у церкви».  Важным событием  ряда религиозных праздников был крестный ход, который воплощал единство в вере всех православных россиян независимо от социального и имущественного положения. Эта тема, занимавшая русских художников-реалистов со второй половины XIX века, решавших задачу создания  «хоровой картины», интересна и современным  живописцам.  В масштабном полотне  великоустюгского художника Б.А. Студенцова (род. 1960) «Крестный ход» (2005) показано духовное единение и молитвенная  сосредоточенность многочисленных паломников  во время торжественного ежегодного празднования чудесного явления Смоленской иконы Богоматери в XVII  веке  на погосте Туровец Архангельской области.  Представленные на выставке  дополняющие  живопись и графику предметы эпохи, изделия из фарфора, художественные лаки, игрушки обогащают ее тематику,  придают ей  особый, радостный колорит. Выставка, позволяющая проследить развитие праздничной темы в отечественном искусстве, напоминает нам о ее  непреходящей значимости и актуальности, так как именно праздники, а также сопровождаюшие их  обряды и обычаи и сегодня исполняют роль главных хранителей духовного единства народа.

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных