ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА, РЕСТАВРАТОРА ТАМАРЫ РЫБАКОВОЙ (ВОЛОГДА) "И НЕБО, И ЗЕМЛЯ". | Вологодская областная картинная галерея

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКА-ГРАФИКА, РЕСТАВРАТОРА ТАМАРЫ РЫБАКОВОЙ (ВОЛОГДА) «И НЕБО, И ЗЕМЛЯ».

28.11.2014 — 01.02.2015

Дом Корбакова

С 28 ноября 2014 года  по 1 февраля 2015 года  в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи проходит выставка художника-графика, реставратора Тамары Петровны Рыбаковой  «И небо, и земля». Персональная выставка творческих работ Тамары Петровны Рыбаковой 2014 года в залах Вологодской областной картинной галереи уже четвертая на счету художника, которая представляет ее зрителям как оригинального рисовальщика и акварелиста, мастера произведений художественного текстиля и высокопрофессионального реставратора. Приехав в наш город из столицы, Тамара Рыбакова, выпускница Московского технологического института легкой промышленности, начала свою творческую жизнь в Вологде с реставрационного дела. Это были работы по укреплению фресок Софийского собора, одного из древнейших каменных храмов Вологды. Затем была работа в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях, реставрация икон в крупнейших и небольших музейных коллекциях Вологодской области. За годы своей реставрационной практики Тамара Рыбакова открыла подлинные шедевры древнерусской живописи, вошедшие в золотой фонд художественной культуры Русского Севера. Среди них – процессионная двухсторонняя икона «Никола» XIV века с «Богоматерью Петровской», представляющая русскую версию палеологовской традиции византийской живописи – самая древняя икона в собрании Череповецкого музейного объединения. Экспозицию древнерусского искусства Вологодского музея-заповедника украшают реставрированные ею уникальные памятники начала XVI-XVII веков: «Богоматерь Знамение с серафимами», «Архангел Михаил», работы лучших иконописцев Вологды Григория Агеева, Федора Григорьева и Тимофея Петрова. Для Великоустюжского музея-заповедника ею открыты такие памятники русской иконописи первостепенного значения как «Спас Нерукотворный» конца XV- начала XVI веков, являющийся списком с одной из наиболее чтимых икон города, находившейся в XV столетии над крепостными воротами Великого Устюга и хранившей город от врагов. Все это происходило не без влияния ее мужа – первоклассного реставратора, ныне доктора искусствоведческих наук, профессора Александра Александровича Рыбакова. И неудивительно, что его интересы стали близки Тамаре Петровне и во многом сформировали облик ее будущих творческих устремлений, которым она осталась верной навсегда. Оглядываясь на пройденные ею годы, отмечаешь, что обращение к истокам русской культуры стало важнейшим фактором в становлении творческой биографии Тамары Петровны, повлиявшим на всю ее будущую деятельность. Так, темы, которые Т.П. Рыбакова разрабатывает в декоративно-прикладном искусстве, напрямую связаны с образами храмовой архитектуры вологодской земли, шедеврами фресковой живописи и иконописи, образцами народного искусства Русского Севера. Монументальное величие Софийского собора, конструктивная ясность и гармония ансамблей северных монастырей – все это нашло отражение в образном языке ее живописных кистевых росписей по ткани или условно-обобщенных пейзажных композициях, выполненных в техниках горячего и холодного батика. В отличие от многих сегодняшних молодых мастеров Рыбакова не подменяет декоративную роспись живописным произведением на пейзажную или бытовую тематику, прекрасно понимая разность функций и отличие языка этих видов искусства. Сказочно-романтическое сюжетное начало ее произведений, выполненных в технике классического батика, подкреплено прекрасным знанием историко-культурного материала, питающего фантазию художника. Оно воплощается крепкой конструктивностью изобразительной формы, верностью композиции, характерным «иконописным» колоритом. Известна и по достоинству оценена Тамара Рыбакова как рисовальщик. И вновь доминирующей темой ее графических серий становится обращение к культуре Русского Севера. Поездки по Вологодской области в творческих группах художников или вместе с реставраторами давали и дают ей богатейший для размышлений материал. Деревянные и каменные особняки Устюжны, Белозерска, Вологды и Великого Устюга, большие и малые храмы и монастыри – живут своим особым миром в карандашных зарисовках художника. Она любит и умеет видеть натуру. Подчеркивая характер того или иного памятника и свое отношение к нему, Рыбакова в одном случае энергично работает углем, в другом обращается к серебристой воздушной штриховке графитного карандаша. И перед нами встают образы родной земли, то окрашенные трагическим звучанием, то наполненные созерцательным элегическим чувством покоя. При этом всегда по-хорошему поражает профессионализм рисунков Тамары Петровны. В последние годы Т.П. Рыбакова увлеченно работает акварелью, обращаясь к ландшафтным мотивам северной природы, натюрмортам и портретам. Чаще всего это произведения, выражающие личные эмоциональные переживания автора от соприкосновения с таинством и красотой северной земли, погружение в мир близких и родных ей людей. Она объединяет эти работы в особые серии: «Закаты на Кубене», «Деревня Чернышово», «Натюрморты» и другие. Сама техника акварели «по сырому» помогает ей в создании удивительных цветовых композиций, которые вторят ее душевному состоянию то благодушно-созерцательному, то взволнованно-эмоциональному. Правомерно ли считать, что художница в работах последних лет отказалась от столь волновавших ее тем истории и культуры Родины? Наверное, нет. Она продолжает ранее начатую работу, просто сейчас к ней пришло осознание более глубокого взгляда на проблемы, которые ставит перед человеком и история и современность.

Л.Г. Соснина.

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных