ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РСФСР АЛЕКСАНДРА ПАНТЕЛЕЕВА "УРАЛЬСКАЯ СИМФОНИЯ" | Вологодская областная картинная галерея

ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РСФСР АЛЕКСАНДРА ПАНТЕЛЕЕВА «УРАЛЬСКАЯ СИМФОНИЯ»

С 13 апреля  по 20  мая 2018 года  в Мемориальной мастерской художника А.В. Пантелеева  работа выставки произведений  заслуженного художника РСФСР Александра Пантелеева «УРАЛЬСКАЯ СИМФОНИЯ»

К 25-летию Мемориальной мастерской заслуженного художника РСФСР А.В. Пантелеева в ее стенах открывается выставка «Уральская симфония».  Любители искусства мгновенно узнают картины Александра Васильевича по трактовке формы, особому построению пространства. Но в юности  он был совсем иным, работая с натуры, вдохновляясь реальной действительностью. Дело в том, что из 58 лет своей жизни, он 38 лет провел на Урале, в Башкирии. Именно там родилась его безмерная любовь к природе, сформировалось желание стать пейзажистом.

После художественного училища двенадцать лет вместе с друзьями-художниками из Уфы и Свердловска Б. Домашниковым, М. Назаровым, Г. Мосиным, Е. Гудиным, Н. Чесноковым и другими он без устали изучал необычайно красивые ландшафты Южного Урала. Особенно незабываемо стало путешествие в Свердловскую область на гору Конжаковский камень. В названиях этюдов и картин Пантелеева тех лет фигурируют населенные пункты: Тубинск, Баймак, Кузьминки, Кугарчи; горы – Ирендык, Сабантуй, Конжаковский камень, реки – Куркатава, Белая, Ик; озера – Талкас, Чандар.

 В ту пору молодой автор работает в манере импрессионизма ( «На реке Деме. Ветлы зеленеют»). Но после знакомства в 1956 г. с кубизмом Пикассо, Пантелеев стал медленно перестраиваться, в 1958 г. начав стилизовать мотивы, подчиняя их своей творческой задаче («Золотая осень», «Весенние пастбища»). В эти годы он работает над мозаиками, фресками, витражами, что так же объясняло усиливающуюся обобщенность форм. Натура для росписей и программных полотен тех лет была найдена живописцем в горах Уралтау и Ирендыка. Эти места не просто красивы, но необычайно разнообразны по своим  ландшафтам : равнины плавно поднимаются в предгорья, венчаясь бесконечными горными цепями разной высотности; гладь степей выгодно оттеняет буйство лесов и структурность горных кряжей, здесь есть красивые водопады, озера, реки. Поэтому неудивительно, что образ Ирендыка  вдохновлял А. Пантелеева в течение многих лет. Он постигал эту горную страну с карандашом в руке, находя наиболее характерные виды, стремясь к выявлению сути и созданию емкого образа. В серии из нескольких десятков рисунков тушью он создал не только свой незабываемый символ Ирендыка, но и в целом Уральских гор. Эти стилистически выверенные 

произведения, имеющие весомое художественное значение впервые предстанут перед вологодским зрителем. Техника исполнения и стилистика больших серий оригинальных рисунков была лабораторией, в которой вырабатывался самобытный художественный почерк Пантелеева. Целью художника было создание такого пластического языка, который бы отвечал задачам монументального искусства – фреске, мозаике, витражу, но он же стал и основой его станковой живописи. Венцом многолетних поисков и экспериментов стали большие композиционные пейзажи горных ландшафтов, представляющие природу Урала как мир кристаллических сущностей («Пейзаж с радиостанцией»). В них А.В.Пантелеев предстает как классик российского изобразительного искусства, творец с неповторимым, ярко самобытным лицом.

          Ирина Балашова, заместитель директора по науке ВОКГ, кандидат искусствоведения

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных