«Графика – мои корни». Серии Джанны Тутунджан «Разговоры по правде, по совести» посвящен выпуск проекта «Птица – Жизнь» | Вологодская областная картинная галерея

«Графика – мои корни». Серии Джанны Тутунджан «Разговоры по правде, по совести» посвящен выпуск проекта «Птица – Жизнь»

Активно работая и в живописи, и в графике, Джанна Тутунджан свое обучение и формирование получила на графическом факультете Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова по отделению плаката, и это сыграло значительную роль в определении ее творческого пути. В предисловии к каталогу своей персональной выставки в Вологде в 1981 году Тутунджан написала: «Мне хочется сравнить себя с деревом: графика – мои корни, живопись – моя крона». На протяжении всей жизни этот вид искусства занимал значительную роль в творчестве художника и отличался редкой правдивостью, органичностью, чистотой звучания и особым вниманием и любовью к человеку. С 1971 года и до конца своих дней Джанна Тутунджан работала над уникальной графической серией «Разговоры по правде, по совести», насчитывающей около 200 рисунков.

Вот как объясняла Тутунджан причину появления этой серии: «Рисуя людей в далеких деревнях, я буквально страдала от того, что кроме меня никто не слышит, как они говорят! Потом я стала писать рядом с рисунком то, что слышала от них. Мне могут возразить: мол, это имеет отношение к другому жанру… Но древним изографам тоже мало было показывать одни лики святых, они исписывали целые столбцы, желая, чтобы люди услышали их речи. Вот и я хочу, чтобы зритель, верующий в Человека, глядя на людей, которые по моим понятиям представляют собой основу народного духа, слышал бы еще и то, что эти люди думают о нашей жизни».

Деревня Сергиевская Тарногского района Вологодской области, куда приезжает подолгу жить и работать художник, стала источником творческого вдохновения. Именно здесь зарождаются замыслы будущих картин, создаются эскизы, наброски, рисунки.

Живой интерес к слову, звучащей речи, желание передать образ своих героев, сохранить их мудрость для потомков привели к тому, что Джанна Тутунджан стала записывать монологи изображаемых ею людей прямо на рисунках. В результате сочетание силуэта фигуры с графическим узором текста и по стилистике, и по содержанию оказалось необыкновенно органичным и усилило образное восприятие произведения. Прямая безыскусная речь деревенских жителей колоритна и мудра, а графически закрепленная в изображении позволила родиться новому, историко-культурному явлению изобразительного искусства. Художник сознательно озвучивает изображение, записывая речь реальных людей с их неповторимой интонацией, индивидуальными оборотами, своеобразной ритмикой и мелодичностью.

В начальный период графического творчества шел поиск материала, в основном художница работала тушью, но дополняла ее фломастером, акварелью или цветными карандашами. Во второй половине 1960-х годов она перешла на работу фломастером, который и стал ее любимым графическим материалом в работе над этой серией.

Джанна Тутунджан всегда выделяла в работе важные для образной трактовки детали. Зачастую мастер вводит в композицию листа необходимые ей бытовые вещи, орудия труда, тем самым подчеркивая род занятий человека, социальную принадлежность. Ее умение в скромном труженике увидеть героическое начало и запечатлеть его на листе сильными, правдивыми линиями, превратив в образ-символ, захватывало внимание с первых рисунков. Особенно привлекательными для Тутунджан были женские характеры и судьбы. Через их образы художник размышляет о сущности бытия, нравственных категориях. Героини Джанны Таджатовны отличаются душевной чистотой, внутренней силой и мудростью. Они идут по жизни с достоинством, не ропщут на судьбу, часто суровую по отношению к ним. Образы ее героев в чем-то типичны, но при этом каждый индивидуален и самобытен. Вглядываясь в лица деревенских жителей, их позы и жесты, вникая в смысл слов, услышанных и записанных автором, осознаешь, что в этих словах таится накопленная веками народная мудрость и раскрывается собственное, разделяемое с этими людьми отношение художника к миру, к сегодняшнему дню. Как правило, героями этой графической серии были люди пожилого и зрелого возраста, хотя в более поздних листах главными персонажами становятся молодые люди, что будет особенно символично, ведь именно к будущему поколению автор обращала свой талант. Каждый рисунок серии – это философское размышление, своего рода исповедь художника, который по-особому понимает и интуитивно ощущает незримую связь времен, преемственность поколений и традиций.

«Птица – Жизнь» – совместный проект портала «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru и Вологодской областной картинной галереи. Он посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнится 90 лет со дня ее рождения.

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных