Путь в искусстве | Вологодская областная картинная галерея

Путь в искусстве

Памяти Владимира Валентиновича Воропанова, выдающегося искусствоведа, более четырех десятков лет посвятившего служению Вологодской областной картинной галерее, посвящается …

 По окончании Ленинградского государственного университета В.В.Воропанову выписали направление на работу – в те годы существовало обязательное распределение всех выпускников вузов – учителем истории в Ленинградскую область. «…Меня выручил мой научный руководитель Мелетий Олегович Малышев, он сумел обменять конкретное направление на свободное распределение. И я поехал домой, в Вологду», – вспоминает Владимир Валентинович. 

     «…В картинную галерею я попал по протекции. Папа по этому вопросу ходил к заместителю председателя облисполкома Е.И. Макаровскому, с которым был знаком ещё с молодости, а мама обращалась к тогдашнему начальнику управления культуры А.Н. Голубевой, с которой часто общалась по работе.    И я был рад этому первому своему назначению, хотя начинал с самой низшей должности среди научной братии, с экскурсовода, получая при этом наименьшую зарплату в 75 рублей.  

    Как выглядела в 1970-е годы картинная галерея? Все дела творились только в здании бывшего Воскресенского собора на Кремлёвской площади. Сейчас даже трудно представить, как всё это там размещалось, но ведь фонды произведений искусства были небольшие, сотрудников мало, посетителей раз-два и обчелся – только по выходным да на экскурсиях, один телефон на всё здание, библиотека очень скромная. Выставки делались в основном только на местном материале да и из того, что организовал Союз художников. Всё находилось под строгим оком идеологических партийных органов, а за каждой копейкой надо было идти в централизованную бухгалтерию управления культуры. На ночь всё закрывалось на большие навесные замки, и ключи дежурные сотрудники уносили с собой по домам, а во двор музея выпускалась злая собака. 

Казалось, что само время остановилось и ничего более радостного не светит. Но уже тогда я почувствовал в истории и каждодневной практике картинной галереи те особенности и изюминки, которые можно и нужно было развивать дальше. Во-первых, в фондохранилище в ризнице собора, в библиотеке в цокольном этаже встречались приметы существовавшего в Вологде в начале ХХ века Северного кружка любителей изящных искусств: картины и акварели, старинные книги и журналы. Значит, и до нас кто-то уже здесь был и закладывал основы светской художественной культуры: Анна Каринская , Александр Борисов, Феодосий Вахрушов, Николай Дмитревский, Сергей Эрнст. Во-вторых, много говорилось о бурной деятельности предыдущего директора галереи Семена Георгиевича Ивенского по развитию графики и экслибриса. Даже многие годы спустя на его имя в галерею приходили из разных концов страны и из-за рубежа письма и каталоги от художников и коллекционеров.  

В-третьих, здесь сложилась редкая для художественных музеев теснейшая связь коллектива научных сотрудников и современных художников, как живущих рядом, так и приезжавших из других городов. Самым необходимым делом было посещение творческих мастерских, совместное построение и обсуждение выставок.   

И ещё одно, немаловажное, уже тогда в картинной галерее сложился дружеский, творческий, очень работоспособный коллектив научных сотрудников. Тогда ещё все были вместе, молоды и амбициозны, брались с желанием за любое дело, будь то неожиданно нагрянувшая экскурсия для приезжих туристов, окантовка гравюр и развеска картин, выезд в столицы или на село, организация весёлых праздников. 

На первых порах я был рад любому поручению. Не имея ещё житейского опыта, сразу откликался на всё. Надо было лететь в село Тарногу отбирать работы на областную выставку самодеятельных художников, тут же в чём был садился на самолет и летел. Надо было готовить выставку работ  художника Георгия Попова, садился на старый, ещё колесный пароход и плыл к нему в деревню Красная на Сухоне, а потом и в Тотьму. Ведь все мы тогда жили какой-то единой романтической мечтой с надеждой на лучшее. Мне нравилось водить экскурсии. 

Так случилось, что первый период моей работы в картинной галерее был вынужденно очень кратким: с августа 1976 года по март 1977 года. Я только-только начал входить в курс музейного дела, как меня на два года взяли на службу в Советскую Армию. Но это огорчение смягчилось тем, что служить довелось дома, в Красных казармах на улице Чернышевского. Но я постоянно находил время, чтобы побывать в картинной галерее. Один раз даже нарушил воинскую дисциплину. Ушёл на открытие выставки, потом вместе с художниками остался на посиделках дома у Владимира Николаевича Корбакова. 

Вернувшись обратно, с марта 1979 года и до февраля 1981 года я работал в картинной галерее уже в должности заведующего отделом графики. Тогда и позднее многие художники опасались, что я, как то было в пору директорства С.Г. Ивенского, буду «протаскивать» прежде всего этот вид изобразительного искусства, но всё сложилось проще – надо было заниматься всем на свете, как это принято в небольших региональных музеях. Тут ты и жнец, и швец, и на дуде игрец…» 

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных