Памяти Владимира Валентиновича Воропанова, выдающегося искусствоведа, более четырех десятков лет посвятившего служению Вологодской областной картинной галерее, посвящается.
Владимир Валентинович родился старинном севером городе Тотьме в 1954 году.
«Меня пробовали учить играть на баяне, потом я в первом классе недолго походил в балетную студию при ДКЖ к Максу Миксеру. Постепенно главным интересом моей души стало чтение, рассматривание иллюстраций, репродукций, а потом их изучение и осмысление. В нашей старой квартире в двухэтажном доме, где теперь находится магазин «Золотой ключик», висели три цветные репродукции в рамах: картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Аленушка» Виктора Васнецова и «Письмо с фронта» Александра Лактионова. У меня в детстве был ещё один важный источник знаний по изобразительному искусству. Это – журнал «Огонёк». И первым путеводителем на этом поприще был мой отец, Валентин Александрович. Именно он впервые стал приводить меня на выставки в Вологодскую областную картинную галерею…»
Второй ступенью на пути восхождения к картинной галерее стала школа № 2. «…Я часто повторяю, что меня учили литературе писательские жены. Это была Галина Васильевна Викулова, потом почти всё время – Ольга Сергеевна Белова, а в перерыве – Анастасия Александровна Романова. Особую роль в моём становлении сыграла О.С. Белова. Она не столько учила, а развивала, приобщала к культуре, выступала за свободу самовыражения. Она самолично буквально взяла меня за руку и повела на экскурсию в областной краеведческий музей на постоянную экспозицию древнерусского искусства. Экскурсию для нас двоих вела заведующая отделом, замечательный искусствовед, незабвенная Ирина Александровна Пятницкая.
Постепенно, к концу школы у меня сформировалось единственное желание работать в художественной сфере: быть историком искусства, искусствоведом, критиком и музейным работником в области изобразительного искусства. Я решил поехать учиться в Ленинград, на исторический факультет государственного университета…»
Основополагающую роль в формировании искусствоведческих знаний Владимира Валентиновича, безусловно, сыграла учёба. В тот период – с 1971 по 1976 год – круг интересов будущего искусствоведа составляли кафедра истории искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, Научная библиотека Академии художеств и отдел гравюры Государственного Русского музея. И ещё – дружеское и творческое общение с однокурсниками и друзьями, музеи города и пригородов, филармония и театры. В университете Владимир Валентинович особенно выделял лекции Т.П. Знамеровской и Н.Н. Калитиной по зарубежному искусству, В.А. Буклина и Т.В. Ильиной по русскому искусству; были и интересные приглашенные специалисты из Эрмитажа и Русского музея.
К теме современного искусства Владимир Валентинович также обратился в годы учебы. На четвертом курсе писал работу о Зональной художественной выставке 1974 года в Вологде «Советский Север», позднее – диплом о творчестве тогда совсем забытого ленинградского художника 1920-1930-х годов Ю.П. Великанова. Позже в аспирантуре работал над темой «Развитие графики в Вологде в 1920-1970-е годы», но из-за скоропостижной смерти преподавателя не вышел на защиту диссертации.
В студенческие годы Владимир Валентинович начал сотрудничество с Государственным Русским музеем. На третьем курсе он проходил практику в отделе русской гравюры под руководством Евгения Федоровича Ковтуна, занимавшегося эстампом Серебряного века, но уже тогда собиравшего материалы о ещё запрещённых в те годы авангардистах. С того времени Владимир Валентинович регулярно посещал музей в свободное время, даже подрабатывал однажды летом лаборантом. «Я осмотрел почти всю русскую гравюру, изучил её техники и особенности. Я стал в отделе своим человеком, мне доверяли и помогали», – вспоминал В.В. Воропанов. Значимым для юноши стало и общение с хранителем гравюр Софьей Соломоновной Шерман, которая в свои выходные дни и по вечерам знакомила студента с частными коллекциями. Заведующая отделом Мария Андреевна Алексеева видела в нем своего преемника, представила его директору Русского музея В.А. Пушкареву. Однако, не имея прописки в городе на Неве, Владимир Валентинович не смог поступить на работу.
Судьба привела Владимира Валентиновича в Вологодскую областную картинную галерею, ставшую главным делом его жизни …