Путь в искусстве | Вологодская областная картинная галерея

Путь в искусстве

Памяти Владимира Валентиновича Воропанова, выдающегося искусствоведа, более четырех десятков лет посвятившего служению Вологодской областной картинной галерее, посвящается.

Владимир Валентинович родился старинном севером городе Тотьме в 1954 году.

«Меня пробовали учить играть на баяне, потом я в первом классе недолго походил в балетную студию при ДКЖ к Максу Миксеру. Постепенно главным интересом моей души стало чтение, рассматривание иллюстраций, репродукций, а потом их изучение и осмысление. В нашей старой квартире в двухэтажном доме, где теперь находится магазин «Золотой ключик», висели три цветные репродукции в рамах: картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Аленушка» Виктора Васнецова и «Письмо с фронта» Александра Лактионова. У меня в детстве был ещё один важный источник знаний по изобразительному искусству. Это – журнал «Огонёк». И первым путеводителем на этом поприще был мой отец, Валентин Александрович. Именно он впервые стал приводить меня на выставки в Вологодскую областную картинную галерею…»

Второй ступенью на пути восхождения к картинной галерее стала школа № 2. «…Я часто повторяю, что меня учили литературе писательские жены. Это была Галина Васильевна Викулова, потом почти всё время – Ольга Сергеевна Белова, а в перерыве – Анастасия Александровна Романова. Особую роль в моём становлении сыграла О.С. Белова. Она не столько учила, а развивала, приобщала к культуре, выступала за свободу самовыражения. Она самолично буквально взяла меня за руку и повела на экскурсию в областной краеведческий музей на постоянную экспозицию древнерусского искусства. Экскурсию для нас двоих вела заведующая отделом, замечательный искусствовед, незабвенная Ирина Александровна Пятницкая.

Постепенно, к концу школы у меня сформировалось единственное желание работать в художественной сфере: быть историком искусства, искусствоведом, критиком и музейным работником в области изобразительного искусства. Я решил поехать учиться в Ленинград, на исторический факультет государственного университета…»
Основополагающую роль в формировании искусствоведческих знаний Владимира Валентиновича, безусловно, сыграла учёба. В тот период – с 1971 по 1976 год – круг интересов будущего искусствоведа составляли кафедра истории искусства исторического факультета Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова, Научная библиотека Академии художеств и отдел гравюры Государственного Русского музея. И ещё – дружеское и творческое общение с однокурсниками и друзьями, музеи города и пригородов, филармония и театры. В университете Владимир Валентинович особенно выделял лекции Т.П. Знамеровской и Н.Н. Калитиной по зарубежному искусству, В.А. Буклина и Т.В. Ильиной по русскому искусству; были и интересные приглашенные специалисты из Эрмитажа и Русского музея.

К теме современного искусства Владимир Валентинович также обратился в годы учебы. На четвертом курсе писал работу о Зональной художественной выставке 1974 года в Вологде «Советский Север», позднее – диплом о творчестве тогда совсем забытого ленинградского художника 1920-1930-х годов Ю.П. Великанова. Позже в аспирантуре работал над темой «Развитие графики в Вологде в 1920-1970-е годы», но из-за скоропостижной смерти преподавателя не вышел на защиту диссертации.

В студенческие годы Владимир Валентинович начал сотрудничество с Государственным Русским музеем. На третьем курсе он проходил практику в отделе русской гравюры под руководством Евгения Федоровича Ковтуна, занимавшегося эстампом Серебряного века, но уже тогда собиравшего материалы о ещё запрещённых в те годы авангардистах. С того времени Владимир Валентинович регулярно посещал музей в свободное время, даже подрабатывал однажды летом лаборантом. «Я осмотрел почти всю русскую гравюру, изучил её техники и особенности. Я стал в отделе своим человеком, мне доверяли и помогали», – вспоминал В.В. Воропанов. Значимым для юноши стало и общение с хранителем гравюр Софьей Соломоновной Шерман, которая в свои выходные дни и по вечерам знакомила студента с частными коллекциями. Заведующая отделом Мария Андреевна Алексеева видела в нем своего преемника, представила его директору Русского музея В.А. Пушкареву. Однако, не имея прописки в городе на Неве, Владимир Валентинович не смог поступить на работу.

Судьба привела Владимира Валентиновича в Вологодскую областную картинную галерею, ставшую главным делом его жизни …

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных