РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Репин Илья Ефимович. 1844-1930.
Портрет М.М.Антоколького. 1914-1915. Холст, масло. ВОКГ.

Портрет выдающегося русского скульптора второй половины XIX века Марка Матвеевича Антоколького, реалиста, академика, профессора кисти Ильи Ефимовича Репина – единственное живописное произведение великого русского художника, хранящееся в Вологодской областной картинной галерее и являющееся ее украшением.

Портрет имеет интересную историю, Антокольский и Репин были знакомы с первых лет обучения в Императорской Академии художеств в Петербурге. Об этом ярко и образно писал Репин в своей знаменитой книге «Далекое близкое». Уже получивший известность, Антокольский помог Репину в скульптурном классе, где последний пытался освоить мастерство лепки. Они быстро сблизились, подружились, а вскоре стали снимать одну квартиру на Васильевском острове. Их последующие встречи происходили уже эпизодически: то за границей, где часто жил Антокольский, то на выставках в России. Прошли годы, оба стали знамениты, но дружбу и уважение друг к другу сохранили до конца.

В 1902 году Антокольского не стало. В 1914-1915 годах Илья Ефимович, сам уже не молодой и болеющий на своей даче-мастерской «Пенаты» выполнил большой портрет друга юных лет. Портрет был мемориальный, поэтому живописец решил показать Марка Матвеевича в его лучшую пору, когда тот был молод, красив, полон творческих замыслов.

Для работы Репин обратился к фотографиям 1870-х годов, на которых Антокольский, как всегда модный, элегантный, с тросточкой. Илья Ефимович представил своего друга в темном сюртуке, белой рубашке со стоячим воротником, украшенной золотой цепочкой от часов и серых брюках. Скульптор непринужденно откинулся на спинку стула и с интересом смотрит вперед. Чтобы выявить специализацию Антокольского Репин показал его изящно играющим пальцами на тросточке, положенной на колени. Благодаря этому видны его сильные, гибкие, артистичные пальцы. Что касается внешности, то вспоминается фраза Репина из его книги «…Брюнет с вьющимися волосами и бородкой, он был похож на Люция Вера (Римский император, соправитель Марка Аврелия) и смотрел проницательно черными, быстрыми глазами…».

Портрет сначала поступил в музей Академии художеств, оттуда в Русский музей, а в 1954 году был передан в Вологодскую областную картинную галерею.

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных