РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Кустодиев Борис Михайлович. 1878– 1927
Портрет Ильи Ефимовича Репина. 1902.

Замечательный художник Борис Кустодиев прославился своими яркими жизнерадостными полотнами с изображением сцен русских будней и праздников, такими, как «Московский трактир», «Масленица», «Балаганы», «Купчиха за чаем».

Родился он в Астрахани, в семье профессора духовной семинарии. Учился в Петербурге с 1896 по 1903 годы в Высшей художественной школе при Императорской Академии художеств в мастерской Ильи Репина, занимался гравюрой в мастерской Василия Матэ.

Завершив учебный курс с большой золотой медалью за картину «На базаре», с правом на пенсионерскую поездку за границу и по России, он побывал во Франции, Германии, Италии, Испании. Как у многих мастеров искусства начала ХХ века, его творческая деятельность была многогранной.

Он был и жанристом, и портретистом, и театральным художником, работал и в области книжной графики, и преподавал. С 1909 года он тяжело заболел, последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу, так как не мог ходить. Несмотря на это, художник продолжал работать, создавал светлые, жизнеутверждающие произведения. «Много я знал в жизни интересных, талантливых и хороших людей, — писал Федор Шаляпин,- но если я когда-нибудь видел в человеке высокий дух, так это в Кустодиеве».

Творческую деятельность как портретист Кустодиев начал еще в годы учебы. Его единомышленником и близким другом стал тогда Иван Куликов. Оба работали в широкой свободной живописной манере, близкой репинской. За «грубость и размашистость мазка» их критиковал рецензент в отзыве об академической выставке 1902 года, но при этом вынужден был отметить, что на выставке «репинцы являются лучшими силами». Учитель высоко ценил обоих и пригласил их участвовать в работе над его гигантским заказным полотном «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года». Вместе с Репиным они написали большое количество этюдов, Куликов писал левую, а Кустодиев — правую часть картины. Репину было особенно нелегко, он нервничал и переживал, в то время у него начала сохнуть правая рука, поэтому ему пришлось работать левой.

В этот период был создан Кустодиевым «Портрет Ильи Ефимовича Репина». В небольшой этюдной работе, написанной широким, свободным, длинным мазком, создан выразительный образ творческой личности. Колорит картины отличается сдержанностью, ярким белым пятном выделяется на коричнево-золотистом фоне белая рубашка с крупным галстуком-бантом. Художник передал и артистизм портретируемого, и в то же время его строгую сосредоточенность и некоторую напряженность, погруженность в свои мысли и переживания.

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных