РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»  | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» 

Каринская Анна Николаевна. 1871-1931.
Пейзаж со стогом. 1903.

В этом году исполняется 150 лет со дня рождения Анны Николаевны Каринской, первой профессиональной художницы Вологодского края, оставившей незабываемый след в его культуре. О судьбе и творчестве Каринской на сегодняшний день известно совсем немного. По сложившейся музейной традиции принято считать, что она родилась в обедневшей дворянской семье в Тотьме или Вологде, архивных документов на этот счет пока обнаружить не удалось. Систематического художественного образования она не получила, занималась частным образом в Петербурге у замечательного пейзажиста-передвижника А.А. Киселева.

В поездках на этюды по разным местам Вологодской губернии, Анна Николаевна столкнулась с большой культурной неразвитостью населения. Это побудило ее активно заняться просветительством. Ее имя неразрывно связано с организацией и деятельностью в Вологде Северного кружка любителей изящных искусств, который существовал с 1906 по 1919 годы. Она была постоянной участницей всех его выставок. В планы издательской деятельности Кружка входило специальное издание: «Художница Севера А.Н. Каринская. Монография», но осуществить это не удалось из-за революционных событий. Ее работы экспонировались не только в Вологде, но и в Москве и Петербурге, наиболее регулярно — на выставках передвижников и Московского общества любителей художеств. Она была свободной художницей и жила на очень скромные средства от продажи своих картин и своего дома у нее, по-видимому, не было. Последние годы ее жизни прошли в Москве, в приюте для вдов и сирот художников имени П.М.Третьякова, где она и скончалась.
Каринская писала преимущественно пейзажи, изредка обращалась к жанру интерьера. Ее работы обычно невелики по размеру и являются главным образом этюдами с натуры. Наиболее значительные из них она тщательно, но без сухой детализации прорабатывала, доводя до законченности картины, но крайне редко подписывала и датировала. Им присущи логичность, простота и цельность – качества, которые привил ей учитель. Ей было чуждо стремление к эффектности, ее картины привлекают тонко прочувствованным обаянием природы самых обычных мест нашей губернии.
Таков «Пейзаж со стогом» (1903), приобретенный галереей в 1987 году у жительницы Вологды. Это одно из наиболее выразительных произведений Анны Каринской, где в полной мере раскрылся лирический характер ее дарования, присущее ей образное видение природы. Скромный пейзаж с его мягкими красками и тонкими тональными переходами проникнут тишиной, покоем, умиротворением. Казалось бы, очень простой вид: окраина села и стог с луной в вечернем небе, но кисть влюбленной в природу художницы так преобразила этот привычный деревенский уголок, что вместо обыденного описания возникает собирательный поэтический образ русского пейзажа. По мотиву и настроению картину можно смело назвать «левитановской», как и подобные ей работы художницы. Верность традициям этого замечательного мастера видели у Каринской и ее современники, вологодские любители искусства, отмечавшие, что она верно сумела передать «нежную грусть северного вида».
В творчестве Анны Каринской живописное мастерство соединено с тонкой наблюдательностью и лиризмом, с любовью к русской природе, и в этом его непреходящая ценность.

 

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных