РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ» | Вологодская областная картинная галерея

РУБРИКА «НЕСКУЧНАЯ КЛАССИКА В ШАЛАМОВСКОМ ДОМЕ»

Горбунов Кирилл Антонович (1822-1893)
Портрет неизвестной с мальчиком-кадетом. 1849.

🎨Художник происходил из крепостных крестьян помещиков Владыкиных Пензенской губернии. Был отправлен в Москву, учился живописи в 1836-1840 годах в Московском художественном классе, где одним из его учителей был Карл Рабус. Горбунову оказал покровительство Николай Гоголь, который порекомендовал его Карлу Брюллову. Начинающий художник уехал в Петербург и попал в число учеников этого блистательного живописца.

Карл Брюллов вместе с Василием Жуковским и Владимиром Одоевским добились освобождения Горбунова от крепостной зависимости, после чего он поступил в 1841 году вольноприходящим учеником в Императорскую Академию художеств, окончив ее, стал свободным художником, а впоследствии академиком. Горбунов был живописцем и литографом, хорошим рисовальщиком, работал преимущественно в жанре портрета, выполнял заказы церкви, принимал участие в росписи храма Христа Спасителя в Москве, преподавал в Смольном институте. Наиболее известны его портреты Александра Герцена, Виссариона Белинского, Николая Гоголя, Алексея Кольцова, Михаила Лермонтова.

«Портрет неизвестной с мальчиком-кадетом» носит камерный характер не только из-за небольшого размера. Портретируемые представлены на фоне занавеса, скрывающего пространство комнаты, в которой они сидят. Художник сосредоточил внимание на их лицах и настроении, они задумчивы, а во взглядах их больших темных глаз читается глубокая грусть. Такая откровенная демонстрация своих чувств не допускалась ни в обществе, ни на парадных портретах дворян, и одежда дамы также не предназначена для выхода в свет, в какой обычно изображались на подобных портретах. На ней капот, который носили только дома, на плечи наброшена темная, почти черная шаль.

Демонстративный характер носят и жесты персонажей: у мальчика в кадетском мундире в руке жемчужное ожерелье, а дама выдвинула на край туалетного столика массивный золотой браслет с сердоликом. Как известно, камням в старину приписывалось влияние на здоровье и судьбу их владельцев. Жемчуг здесь явно ассоциируется со слезами и страданием, а браслет мог быть памятным подарком. Эти «говорящие» детали играют важную роль в композиции картины, они свидетельствуют о недавней утрате портретируемыми родного человека.

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных