После реставрации. Живопись XVIII - XX веков | Вологодская областная картинная галерея

После реставрации. Живопись XVIII — XX веков

Заявленная тема довольно необычна, произведения прошедшие реставрацию не часто отдельно экспонируются в залах. Такие выставки можно буквально пересчитать на пальцах. В основном это выставки иконописи. Вологжанам памятны грандиозные экспозиции «Возрожденные шедевры Русского Севера» (1998), «Образ Святителя Николая Чудотворца» (2004), «Изобразительное искусство и художественная культура Русского Севера XIV-XXI века» (2010). В 2018 году была показана небольшая экспозиция «Реставратор – галерея – зритель», входившая в серию юбилейных мероприятий, связанных со 100-летием Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря.

Целью новой выставки является желание познакомить зрителей с редкими картинами известных и неизвестных художников, которые впоследствии займут достойное место в экспозиции нового здания областной картинной галереи. Причина попадания картин на реставрацию ясна — их неудовлетворительная сохранность. Это обычное положение, ведь в провинциальные музеи произведения живописи прошлых веков попадают не в самом лучшем виде, часто они ждут реставрации годами, а то и десятилетиями. В советский период это была характерная ситуация, так как реставрационными работами занимались во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени И. Э. Грабаря в Москве.

Постепенно это положение менялось, в этом центре обучались будущие реставраторы из региональных музеев. Так было и у нас, Тамара Николаевна Едемская стала первоклассным реставратором станковой масляной живописи. Через ее руки прошли многие живописные полотна из постоянной экспозиции ВОКГ, всего ею было отреставрировано свыше 150 картин XVII-XX веков. В последние годы в Вологодском филиале центра им. Грабаря вырос целый отряд мастеров реставрационного дела, они очень активно помогают вологодской галерее в восстановлении художественных ценностей.

На настоящей выставке представлены картины, поступавшие в основном в 1950-х годах от Вологодского краеведческого музея, и в 1980-годах от частных лиц, они прошли реставрацию М. Г. Печикиной (8), Д. А. Томиловой (8), Ю. Е. Шелковой (6), П. А. Рыбаковой (2), Е. А. Козловой (1). Восстановлением старинной копии с картины «Молитва» французского живописца Э. Лесюэра занималась О. В. Карпачева.

Реставрация каждого произведения – это большой, напряженный труд, начинающийся с научного исследования, требующий невероятного терпения и кропотливой, ювелирной работы бережных, «вдумчивых» рук. Вот только несколько таких историй.

Старинная живопись на этой выставке реставрировалась Ю. Е. Шелковой. С мая 2007 года по октябрь 2008 года ею был проведен комплекс необходимых мероприятий на картине «Мадонна с младенцем» неизвестного художника XVII века. Назовем только главные из них: устранены прорывы и деформация холста, восстановлена связь грунта с красочным слоем, уложен кракелюр, восстановлены утраты грунта в нескольких местах, выполнено дублирование (замена) основы, картина натянута на новый реставрационный подрамник, удалены поверхностные загрязнения живописи.

Копия фрагмента 1847 года неизвестного русского художника (возможно М. Чернышова) с парадного портрета императрицы Александры Федоровны 1840 – 1841 годов известной шотландской художницы Кристины Робертсон, работавшей при дворе императора Николая I из Эрмитажа восстанавливалась в несколько этапов в 2010 – 2012 годы и в 2018 году. Картина находилась в аварийном состояние: отсутствие подрамника привело к деформация холста, имелись прорывы по краям, связь грунта с холстом была неудовлетворительной, имелись многочисленные утраты грунта. Живопись была покрыта сетчатым кракелюром по всей поверхности холста. В отдельных местах наблюдалась сгрибленность верхних слоев живописи («асфальтовая болезнь»). Все это было устранено, и картина стала «как новая».

В 2017 году были произведены реставрационные мероприятия картины  «Лесной пейзаж» конца XIX – нач. XX века. До реставрации у данной картины автор значился как неизвестный художник (Европа, I половина XIX века). В правом нижнем углу на работе обнаружилась подпись, выполненная тёмной краской. В УФ-излучении было выявлено, что подпись находится под лаковой плёнкой. Требовалась её расшифровка. После проведения реставрационных работ удалось прочитать подпись: Ducommun. Согласно информации, полученной из интернет-источников, «Лесной пейзаж» был создан артелью художников «Ducommun», работавшей в России в конце XIX – начале XX века. Подобные артели («Collianos», «Ducommun»), в основном, делали на продажу копии с произведений известных мастеров, в том числе, и пейзажи.

В 2014 году к реставратору М. Г. Печикиной поступила картина Ф. П. Нестерова «Летний деревенский пейзаж» 1942 года. Она была без подрамника, с деформацией холста в виде вертикальных борозд по всей площади картины, с прорывами по периметру, на живописной поверхности имелись утраты грунта и осыпи красочного слоя, с плотным слоем покрывного лака, с поверхностным загрязнением по лицевой стороне и обороту. На памятнике был проведен ряд необходимых консервационно-реставрационных работ.

В 2019 году реставратором Д. А. Томиловой были произведены восстановительные работы на картинах вологодского живописца В. Ф. Сысоева «Деревенский пейзаж» 1905 года и «На берегу реки Тошни у Майкова» 1910 года. Был укреплен грунт и красочный слой, выполнена заделка проколов методом «встык», устранена деформация холста, удалены поверхностные загрязнения с оборота и с лицевой стороны, подведена реставрационная кромка, картина натянута на новый подрамник, восполнены утраты грунта и красочного слоя.

Ирина Балашова, заместитель директора по научной работе

Заявка успешно отправлена

Спасибо за вашу заявку! Мы свяжемся с вами в ближайшее время

Бронирование билетов

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных

Заявка успешно отправлена

Оставьте заявку, мы перезвоним для уточнения деталей заказа

Оформить заказ

Укажите данные для связи, мы перезвоним для уточнения деталей

Нажимая на кнопку, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных